Три гектара теплиц для многодетных семей Закарпатской области
Когда-то в 1949 году господин Черчилль сказал , что в послевоенной Европе нужно сохранить те идеалы , которые существовали в ней 2000 лет. Европа лежала в руинах , но люди думали о будущем и уже ломали головы над планом действий. Эти принципы были заложены в Хартии местного самоуправления, где есть описаны отношения между местным самоуправлением , неправительственными организациями и бизнесом .
И то , что мы видим сейчас в Европе , построенное не только благодаря честному распределения налогов государством или работы бизнеса. На равных выступает гражданское общество, состоящее из общественных организаций , фондов , агентств , исследовательских центров и прочее. То есть каждый отвечает за свое . Поэтому , когда Европейский Союз уделяет много внимания украинской оппозиции или прокуратуре , а не обязывает власть развивать общественные организации , у меня возникают сомнения в искренности европейцев. У себя они начинали с другого .
Но это глобально , а меня поляки научили одному принципу : « Думай глобально , действуй локально " . Поэтому мы сосредоточились на простых жизненных проблемах села , а это в первую очередь бедность и все проблемы, с ней связанные .
Очень трудно найти вариант помощи в бедной стране , где без уплаты налогов можно оказать помощь раз в год 1500 гривен . А хорошая корова стоит 10000 , не говоря уже о теплицу . Что же делать - платить налоги государству, ничего не делает для своих граждан? Но выход есть всегда. Поэтому мы продаем без процентов за 4-5 лет наши теплицы нашим семьям, а выращивать овощи учим бесплатно . Это не классическая благотворительность , но лучше инфляция работает на наши семьи , чем перечислять налоги в бюджет. Наш проект - это смесь консультационных услуг ( образование) , благотворительности ( обучение бесплатное ) , социального предпринимательства ( получатели теплиц - многодетные семьи ) . Поэтому он труден для понимания , так как содержит много слабых мест. Но это как плоскогубцы и молоток вместо нормального ключа , но руках хорошего мастера они работают. Это проект для бедной страны , где нет «социальных лифтов », и он работает. Многие фонды так его и не поняли. Получив различные MBA на Западе , работники этих фондов не понимали его идеологию , так как не захотели вникать в эти простые , земные проблемы .
Но сначала история этого проекта , а именно как он начинался . Сейчас к нам часто приезжают делегации из Голландии и считают , что этот проект начал агроном из Голландии. Некоторые венгерские фонды уже пробуют помогать семьям и считают , что эту идею принесли голландцы. Иногда они это называют собственным ноу - хау , хотя это плагиат . Но это не так, потому что голландцы принесли технологию , но не было желания объединить голландские технологии и благотворительности и тот опыт , который был на Закарпатье во времена Австро - Венгрии . То есть этот проект является результатом современных технологий , несовершенного украинского законодательства и истории Закарпатья .
Проект «Зеленый дом » я начинал писать в 2006 году и назывался он в первой редакции «Проект Роза » . Почему розы были в первом варианте проекта?
Сам консультационный центр Терра Деи был создан в феврале 2003 года для передачи опыта от голландских советников в Закарпатской области . Они научили наших специалистов , как на небольших участках земли можно получать прибыль и кормить семьи. Но проект должен закончиться в 2007 году и это означало закрытие нашего фонда . Была одна возможность продолжить проект. Но голландцы хотели видеть не только обучение , но и результаты обучения. А кооператив , который должен давать доход, не приносил доход.
Что-то надо было придумать новое , но никто не знал. На 2006 год кооператив делал теплицы для жителей области и эти теплицы приносили хороший доход людям . Тогда это было достаточно новым явлением на Закарпатье и первые теплицы давали очень большой доход тем , кто выращивал овощи. Но не эти теплицы служили примером для написания проекта, так как мы знаем психологию сельских производителей. Они не говорили о том , сколько дает такая теплица дохода в год , а образованию я не агроном и не понимал тонкостей этого дела. В 2006 году я не имел информации о том , сколько может дать теплица с овощами. Но я знал , сколько может дать простая , непрофессиональная , без отопления теплица с розами . Мой отец посадил розы в одну маленькую теплицу размером 3,5 х7 метров и эта теплица давала ему почти еще одну пенсию в течение сезона. И мне пришла мысль , если розы дают такой доход то почему не дать эти теплицы многодетным семьям , чтобы они получали такой же доход .
В рамках проекта появились такие вопросы :
- От кого получить помощь ?
- Кому предоставить эту помощь ?
- В какой форме дать эту помощь ?
Над первым вопросом мы работаем постоянно и ищем средства где только возможно , не ищем только в бюджете государства .
На второй вопрос мы также дали ответ. Помогать надо или детям или пенсионерам , по которым больше всего бьет нехватка денег и кризис . Но пенсионеры получают пенсию , а если отец или мать в многодетной семье не работают и не могут принести справку о доходах, то и помощь они не могут получить от государства. Для этого им нужно или идти воровать или умирать , если не найдут работу.
Поэтому мы решили , что надо помогать многодетным семьям .
Над третьим вопросом мы работали больше . Были варианты предоставления инкубатора , но там проблема с приобретением яиц. Потом были другие варианты. Но было принято решение , что лучше - предоставить теплицу для выращивания ранних овощей. Есть - помощь в виде средств для производства .
Помимо предоставления теплицы , за каждой семьей закрепляется специалист , который будет помогать как вырастить урожай , так и продать его . Это очень важный элемент , так как в процессе производства и сбыта возникает тысячи вопросов и вся работа может быть бесполезной.
Какие результаты работы этих пяти лет?
В настоящее время мы поставили 78 теплиц для 71 семьи. Если семья платила теплицу за два года , а не за три , то она хорошо работала. За это мы ставили ей еще одну теплицу . А уже из двух теплиц ( 4 сотки одна) с отоплением эта семья могла уже прокормить себя . Одна теплица не дает этого результата , но она дает деньги ранней весной , когда надо купить семена или удобрения , посеять в открытом грунте . А у нас банк не даст и сосед не займет . Поэтому не все семьи сделали ставку на теплицы , но все семьи выращивают ранние овощи.
78 теплиц это три гектара под пленкой на Закарпатье. Много это или мало? Это порядка двух миллионов дохода для многодетных семей и где-то 110 рабочих мест. Но нужна наша работа кому-то , кроме семей? Нет.
К сожалению , мы не получили ни одной гривны от государства , а иногда нам наносили прямой ущерб . Мы не смогли найти ни одного спонсора на Украине . Нас поддержали около 15 организаций в Европе и Америке , но не имеет никакого спонсора из Украины .
Голландцы также не хотят помогать , так как когда они сначала привозят гуманитарную помощь , а затем платят транспорт и забирают ее обратно . Это невозможно объяснить . Они просто устали от нашей неопределенности . И сокращают программы помощи .
Но выход есть. Сейчас мы хотим начать новый проект « Зеленое яблоко » и научить выращивать фрукты на небольших садах (20-30 соток). То есть нужно снова делать что-то новое. К этому времени в Украине сажали сады только богатые люди. Мы это должны изменить .
Если через 4-5 лет нам удастся построить наши семьи до такого уровня , что у них будет 1-2 теплицы , небольшой сад и трактор , то сломается стереотип , что ничего не селе нельзя сделать. Это ложь . Правда то , что никто не хочет помочь селу .
Иногда я слышу , что это у Вас на Закарпатье такое можно сделать, а у нас нельзя. Во всех областях это можно сделать. Но власть сделала ставку на холдинги , а им мелкий фермер - конкурент и может уменьшить цену из-за конкуренции . Договориться с сотнями тысяч производителей практически невозможно. Просто в каждой области другие возможности. Почему поляк может научиться бесплатно и получить от биржи 20-30 000 евро в собственный бизнес, а украинец не может? Дайте нашим фермерам эти средства и Европа будет потреблять украинские продукты. Мы ничем не глупее их . Поляки боятся наших черноземов .
Но начинать надо не с денег, а из гражданского общества . Черчилль это понимал.